КОРКУНОВ Николай Михайлович

КОРКУНОВ Николай Михайлович
(14(26). 04. 1853, Петербург - 27. 11(10. 12).1904, ст. Удельная, ныне Ленинградская обл.) – правовед и социолог. Окончив юридический ф-т Петербургского ун-та (1874), преподавал в Александровском лицее и Военно-юридической академии. В 1893 г., после защиты диссертации по рус. государственному праву, получил степень магистра, в 1894 г. ему присвоена степень д-ра (диссертация "Указ и закон") В 1895 - 1897 гг. - ординарный проф. Петербургского ун-та, помощник статс-секретаря Государственного совета. Воззрения К. оказали влияние на психологическую теорию права Петражицкого. Полностью не отказываясь от спекулятивной философии, к-рую он воспринимал либо в качестве теории познания, либо как обобщенное знание, К. избрал своей методологией позитивизм. Полагая, что законы, управляющие явлениями органического и неорганического мира, применимы и к социальной жизни, он выступал за социально-психологический детерминизм (закон психической наследственности). По его мнению, об-во определяется прошедшим, настоящим и идеалами будущего, а также внешней, физической (географические условия и международная обстановка), внутренней, органической (духовно-культурный и политический опыт поколений страны) и идеальной, духовной (искание социальных идеалов) средой. Особое значение, по К., приобретает способность об-ва создавать идеалы, что является осн. показателем его жизненной энергии. "Сильные", жизнестойкие идеалы, духовно связывая и организуя всех его членов воедино, даже при неблагоприятных обстоятельствах не дают ему погибнуть. Совр. культурные об-ва, где потребность духовного общения и идеальная связь их членов сильнее, чем в первобытных человеческих союзах, обладают несравнимо большими возможностями для формирования идеалов, могущими стать основой широкого гражданского единения и средством проведения социальных реформ. В рамках взаимосвязи социальных причин и действий личность формирует свое собственное целеполагание в созданном ее психикой идеальном мире. Являясь отчасти продуктом об-ва и одновременно будучи включенным в различные социальные группы (семья, церковь), личность тем не менее есть самостоятельное начало со своими интересами, способное вступать в конфликт с общественным строем. Поскольку социальная организация  нормативна, человеческая деятельность, по К., подчинена действию технических и этических норм. Технические нормы (правила гигиены, грамматики, строительства и т. п.) объективны по содержанию, сфера их применения ограничена частными задачами, их нарушение не ведет к дезорганизации общественных процессов. Выполнение этических корм, по происхождению субъективных, направлено на достижение общего интереса, поэтому они отличаются единством (единообразное понимание), универсальностью (использование во всех случаях жизни) и императивностью (обязательностью требований, имеющих целью согласовать интересы личности и об-ва). В свою очередь, этические нормы делятся на нравственные (нравственность) и юридические (право). Как полагает К., нравственность решает более общие задачи, чем право: служит критерием оценки интересов, устанавливает их иерархичность по степени значимости (частный, общий), является руководящим началом человеческой деятельности в целом. Однако нравственные нормы, ориентированные на внутреннюю организацию личности и субъективные по своей природе, не в состоянии урегулировать интересы двух и более лиц. Правовое поведение основано на обязанности выполнять вытекающее из чужого права требования и соблюдать установленные нормами границы сталкивающихся интересов. К. наделяет право координирующей ролью во взаимоотношениях личности и об-ва. Рождаясь и развиваясь в индивидуальном правосознании, юридические нормы постепенно облекаются в признанную людьми форму обычая, судебной практики, закона, становятся объективным фактором общественной жизни. Право начинает подчинять себе деятельность отдельных лиц в силу того, что оно признается ими как должный порядок общественных отношений, выступает как их субъективное представление о норме поведения. Культурный прогресс об-ва проявляется в зрелости правосознания личности, в ее способности с помощью права достичь оптимального на данном историческом этапе сочетания своих интересов с общественными. По К., человеческое общение имеет две формы: непроизвольное, возникающее помимо воли людей (семья, нация, государство), и произвольное, образующееся по их согласию (акционерные компании, клубы, ученые об-ва). Непроизвольное общение может основываться на единстве происхождения (семья, род), совместной жизни община, государство) или интересов (об-во); при этом первый тип общения находится под влиянием прошлого, второй - настоящего, третий - будущего. С этих позиций К. рассматривает государство как общественный союз, в к-ром осуществляется принудительное властвование над свободными людьми. При этом авторитет велений органов государственной власти базируется не на внешней физической силе, а на признании их обязательными со стороны об-ва. Власть государства простирается настолько, насколько граждане сознают себя от него зависимыми. Т. обр., государственная власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости от него подвластного. Поскольку для личности естественно противопоставлять интересу власти свои индивидуальные интересы, отстаивая и оберегая их, это приводит к созданию юридических норм, разграничивающих сталкивающиеся интересы власти и отдельных лиц, к ограничению власти правом. Действия власти должны соответствовать правосознанию подвластных, их представлению о государстве, его отношению к праву, личной и общественной свободе. С развитием гражданского об-ва, международного общения, вследствие общекультурного прогресса сознаваемая людьми зависимость от государства становится все более ограниченной и условной. Применительно к особенностям рус. абсолютизма взгляды К. на соотношение власти и права приняли вид теории "указа и закона". По К., несмотря на обладание государем неограниченной властью, он должен быть заинтересован в разграничении формы ее проявления. Закон, будучи волей самодержавного монарха, регулирует наиболее важные общественные отношения,  принимается в результате сложной юридической процедуры с участием различных коллегиальных государственных органов. Указ, напротив, рассчитан на решение оперативных и узких вопросов в сфере деятельности исполнительной власти, издается в соответствии с законом и в упрощенном порядке. Смешение этих двух форм воли государя ведет к засилью узкопартийных и своекорыстных интересов, противоречивости законодательства, дезорганизации системы управления. Строгое же разделение указа и закона, считал К., позволит властителю, оставаясь свободным в рамках принятых им актов, основательно и объективно осуществлять законотворчество, требовать от чиновников и подданных соблюдения законности.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "КОРКУНОВ Николай Михайлович" в других словарях:

  • Коркунов Николай Михайлович — Николай Михайлович Коркунов Коркунов Николай Михайлович (14 (26) марта 1853, Санкт Петербург  27 ноября (10 декабря) 1904, станица Удельная Ленинградской области)  российский учёный юрист, философ права. Профессор, специалист по государственному… …   Википедия

  • Коркунов, Николай Михайлович — известный юрист; род. в 1853 г.; окончил курс на юридическом факультете спб. унив., в 1876 г. выступил преподавателем энциклопедии права в александровском лицее и в спб. университета, с 1879 г. читает государственное право иностранных государств… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Коркунов Николай Михайлович — Коркунов, Николай Михайлович выдающийся государствовед (1853 1904). Окончил курс на юридическом факультете Санкт Петербургского университета; читал энциклопедию права в Александровском лицее и Санкт Петербургском университете, государственное… …   Биографический словарь

  • КОРКУНОВ Николай Михайлович — (1853 1904) российский юрист. Профессор Петербургского университета (с 1894). Труды по государственному и международному праву …   Большой Энциклопедический словарь

  • Коркунов Николай Михайлович — [14(26).4.1853, Петербург, ≈ 27.11(10.12).1904, станица Удельная, ныне Ленинградской области], русский учёный, юрист. Специалист в области государственного и международного права. Преподаватель (с 1878) Петербургского университета, с 1894… …   Большая советская энциклопедия

  • Коркунов, Николай Михайлович — КОРКУНОВ Николай Михайлович (1853 1904), российский правовед и социолог. Труды по государственному праву, теории и философии права. Одним из первых начал разработку проблем истории отечественной философии права и один из первых представителей… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Коркунов, Николай Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Коркунов. Николай Михайлович Коркунов Николай Михайлович Коркунов …   Википедия

  • Коркунов Николай Михайлович — (1853 1904), юрист. Профессор Петербургского университета (с 1894). Труды по государственному и международному праву. * * * КОРКУНОВ Николай Михайлович КОРКУНОВ Николай Михайлович (1853 1904), российский юрист и социолог, представитель… …   Энциклопедический словарь

  • КОРКУНОВ Николай Михайлович — (14(26).04.1853, Петербург 27.11(10.12). 1904, ст. Удельная, ныне Ленинградская обл.)    правовед и социолог. Окончив юридический ф т Петербургского ун та (1874), преподавал в Александровском лицее и Военно юридической академии. В 1893 г., после… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Коркунов Николай Михайлович — I известный юрист, род. в 1853 г., окончил курс на юридическом факультете спб. унив., в 1876 г. выступил преподавателем энциклопедии права в александровском лицее и в спб. университета, с 1879 г. читает государственное право иностранных… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КОРКУНОВ Николай Михайлович — (1853 1904) российский правовед и социолог, создатель социально психологической теории государственной власти. Выпускник Петербургского университета. С 1876 преподаватель теории государства и права в Военно юридической академии, в 1893 защитил… …   Социология: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»